Этнотуризм и гастрономическая экзотика: в гости к коми-пермякам
Летом, в пору отпусков, жители Южного Урала активно путешествуют. Особой популярностью пользуются соседние регионы. Пермский край давно полюбился челябинцам – они сплавляются по рекам и отправляются в теплоходные круизы, приезжают в Пермь на фестивали и выставки, спускаются в ледяную пещеру Кунгура.
Но есть на туристической карте Прикамья особое место. Заповедник прошлого – именно так можно назвать музей деревянного зодчества под открытым небом "Хохловка". Почему эту локацию нельзя пропустить и куда обязательно надо отправиться после? Ответы пригодятся при планировании поездки.
Меньше часа езды от современного мегаполиса – Перми на автомобиле или рейсовом автобусе, и туристы, будто в фантастическом фильме, попадают на несколько веков назад. Тишина, природа, рассеянные на холмах деревянные дома, амбар и мельница. Ощущение полного погружения в прошлое поддерживают одетые в народные костюмы женщины, которые поют старинные песни и рассказывают о жизни в этих местах.
Коми-пермяки – коренные жители Перми Великой. Они всегда были в тесном слиянии с природой, занимались охотой, рыболовством, собирательством в окрестных лесах. Это находило отражение и в верованиях – до крещения в XV в. язычески обожествляли стихии земли и воды. Считалось, что у всего есть свой "хозяин": у леса, поля, родника. Такие же хозяева были и у рукотворных вещей: колодца, дома, бани. Приход православия до конца не вытеснил старинные представления об устройстве мира. Языческие отголоски упорно пробивались.
Так, если у коми-пермяка пропадала корова, он отправлялся к колдуну с просьбой написать уважительное прошение лешему, чтобы тот вернул рогатое имущество. В награду обещали угощение. Прошение рисовали углем на куске бересты.
Письменности как таковой у коми-пермяков не было, язык существовал только в устной форме. Первые словари коми-пермяцкого языка появились лишь в XVIII в. и были составлены русскими исследователями.
С XVI в. Прикамье активно осваивается русскими переселенцами, которых привлекли сюда земли под пахоту, бескрайние леса с дичью и богатые рыбой реки. А после – и драгоценный ресурс в виде соли. Единственный консервант, она стоила бешеных денег и немало способствовала освоению этих мест. Коми-пермяки, удмурты и русские учились жить в мире, взаимно обогащали бытовой опыт и культуру друг друга.
Именно бытовое воплощение жизни пермских народов представлено в архитектурно-этнографическом музее "Хохловка" (ударение на первый слог). Многовековые традиции строительства домов вобрали в себя непростой опыт обитания в суровых здешних местах, где длинная зима с морозами под сорок градусов сменяется недолгим летом, а тяжкий труд земледельца на далеко не щедрой земле едва позволял прокормить семью.
Семьи были большие, по пятнадцать человек. Но старшего поколения, бабушек и дедушек в нынешнем понимании, почти не было – люди израбатывались за свою короткую жизнь, и к 35 годам превращались в надорвавшихся стариков, получая право занять место на печи.
Для новорожденных висела зыбка – от глагола "зыбать", качать. Она почти никогда не пустовала. Работать дети начинали с 5-7 лет, сначала делали что полегче, а уж с 10 лет – наравне со взрослыми. Мальчики с отцами работали в поле, охотились, девочки с мамами управлялись по дому, нянчили братьев и сестер.
Выдавали замуж в 14 лет, женили в 16. Будущая невеста готовила приданое – шила на всю семью жениха. Считалось хорошим выбором жениться на вдове с детьми – это гарантия ее плодовитости, значит, проблем с продолжением рода не будет.
Печи топили по-черному, без вывода трубы, и вся внутренность избы покрывалась сажей. К каждому празднику хозяйки песком оттирали стены и пол. Только со временем стали сооружать дымоходы. В и так небольшие дома, где едва помещались все домочадцы, зимой забирали скотину.
Хлев не отапливался, и новорожденные телята и ягнята могли погибнуть. Бани ставили далеко от домов, чтобы предотвратить пожар. Одна баня была на несколько семей, топили ее по очереди – распределяли по дням недели.
В усадьбе были ледники и рассадники. Первые сооружались из заполненной льдом ямы, этот прообраз холодильника мог служить до середины лета. Вторые были нужны для выращивания овощной рассады, например, капусты. Местная холодная земля долго прогревалась, и необходимо было защищать ростки, укутывая их соломой.
В архитектурно-этнографическом музее "Хохловка" собрали постройки из разных районов Пермского края. Оригинальные памятники разбирались и перевозились, часть строений – максимально точная реконструкция. Здесь соседствуют традиционные крестьянские усадьбы коми-пермяков XIX – начала XX в.в., усадьба русского крестьянина конца XIX века с домовой росписью.
Такая роспись была роскошью, ее заказывали только очень обеспеченные люди. Кроме оплаты самой работы и материалов, хозяин селил в своем доме и кормил мастера и подмастерьев, что тоже вводило в большой расход.
В музее представлены не только жилые дома, но и общественные постройки. Старейшее здание в коллекции Хохловки – Богородицкая церковь 1694 г., сельское пожарное депо, зерновой амбар и ветряная мельница. И амбар, и мельница были сильно отнесены от жилья, но по разным соображениям. В общинный амбар староста собирал с каждой семьи часть урожая. Это был неприкосновенный запас на случай пожаров.
Часто огонь с одного дома перекидывался на соседние, и тогда у всех гибли семена. Весной нечего было сеять, подступал страшный призрак голода. Тут-то и спасал НЗ из общинного амбара.
С мельницей же история другая. Ветряному механизму хоть и не нужна была вода, но его все равно ставили подальше. Суеверные крестьяне считали, что мельнику помогает молоть муку нечистая сила.
Отдельная часть экспозиции – солеваренный комплекс, памятник промышленной архитектуры региона. Он состоит из четырех частей: рассолоподъемной башни, соляного ларя, варницы и амбара. Это полный производственный цикл солеваренного завода 1880-х годов, одна из последних уцелевших деревянных варниц в России, ее привезли из Соликамска.
От древнего Пермского моря остались в этих местах так называемые рассолы – соленые подземные источники и озера. Рассол поднимали на поверхность по деревянным трубам, затем выпаривали на большом металлическом листе, который подвешивался над печью, чтобы удалить лишнюю жидкость и получить кристаллы соли.
Работа в солеварне с испарениями была крайне вредна для здоровья. А соленосам, которые с раннего утра до позднего вечера таскали тяжелые мешки на голове и плечах, вдобавок к тяжкому труду приходилось терпеть еще и настоящую пытку – соль разъедала кожу, причиняя боль, повреждала ушные раковины.
Пермяков, имевших отношение к солеварням, в других местах сразу же узнавали по воспаленным ушам, и присказка "пермяк – солены уши" только сейчас, по прошествии полутораста лет, стала звучать не горько, а весело.
В Хохловке проводят не только экскурсии, но и фольклорные праздники. Кроме бытового мира, здесь можно прикоснуться и к нематериальному культурному наследию – послушать духовно-нравоучительные и ритуальные песни в исполнении сотрудников музея, поучаствовать в народных играх. Расскажут здесь и о традиционной кухне коми-пермяков.
Но непосредственное знакомство с ней лучше продолжить уже в Перми, по возвращении из Хохловки, в самобытном кафе коми-пермяцкой кухни "Чоскыт керку", что переводится как "вкусный дом". Этот дом не только вкусный, но и очень красивый – кафе расположено в историческом здании, выделяющемся ажурной деревянной резьбой.
Гостевой зал стилизован под деревенское жилье с печкой, вышитыми занавесками и ткаными ковриками. Это семейное дело, выросшее из мечты младшего сына Натальи Хорошутиной, которая сейчас управляет заведением.
Перед открытием она ездила по деревням, собирала предметы интерьера и рецепты. Наталья увлеченно рассказывает гостям, на чем основана коми-пермяцкая кухня, о традициях и специалитетах. Сбор ягод, грибов и трав, рыболовство и охота сформировали основной рацион, в котором обязательно есть блюда из дичи, рыбы и даров леса.
По коми-пермяцки хлеб – "нянь". Это не только продукт питания, но и символ богатства и счастья. На христианские праздники и языческие обряды всегда готовили рыбный пирог – "черинянь", и пельмени – "пельнянь".
Особое место занимают травы. Весной собирают сныть, она идет как основное блюдо или как добавка в соусы, ее солят и маринуют, делают протертые супы.
Настоящим брендом коми-пермяцкой кухни стали пистики – молодые побеги полевого хвоща, которые обладают необычным вкусом и полезными свойствами. Из них готовят супы, пироги, каши.
Еще один пермский кулинарный бренд – посекунчики (или посикунчики, тут уж кто как привык). Это маленькие пирожки с разными начинками – мясом, зеленым луком и яйцом, грибами, зеленью.
В меню "Чоскыт керку" есть блюда из лося, оленя, кролика, утки, судака. Любителям новых вкусов стоит попробовать бобрятину с белыми грибами, пельняни с редькой и посекунчики с пистиками. А на десерт – моченую бруснику с кедровым орехом и сгущенным молоком.
Тур по Пермскому краю будет полным, если не упустить возможность заглянуть на столетия назад, представить, как жили далекие поколения приуральцев, попробовать еду, которой они потчевали друг друга. Жилище и кухня – то, что ярче всего описывает людей определенного места. Тогда путешествие в пространстве становится и путешествием во времени.
Пресс-тур для журналистов и трэвел-блогеров организован отделом по развитию туризма администрации города Пермь.
Этнотуризм и гастрономическая экзотика: в гости к коми-пермякам
Елена Патан
Последние новости
- 15.11.2024 15:02 Классическая музыка и картины от искусственного интеллекта: куда сходить в Челябинске
- 15.11.2024 14:47 Нелегальные сигареты на 3 млн рублей пыталась продать супруги из Челябинска
- 15.11.2024 13:13 В Челябинской области провели массовые проверки мигрантов на границе с Казахстаном
- 15.11.2024 12:24 Движение трамваев в Металлургическом районе Челябинска закроют в выходные
- 15.11.2024 11:59 Рифат Сабитов принял участие в дискуссии о подготовке кадров для СМИ