Историю развития чаепития могут узнать челябинцы на выставке из Кремля

Автор: Виталий Карпенко
Историю развития чаепития могут узнать челябинцы на выставке из Кремля
Фото: скриншот с видео

В начале XX века Челябинск называли второй чайной столицей России. Пальма первенства принадлежала Москве. Об особенностях чаепития в уездном городе, рассказывает выставка, которая открылась в Историческом музее Южного Урала.

Камерное пространство позволяет рассмотреть мельчайшие детали на каждом предмете, а некоторые даже потрогать. Хотя кураторы оформили зал в стилистике чайной начала XX века, многие предметы рассказывают о том, как жили в это время представители разных классов челябинского общества. Вот такой буфет мог стоять в квартире учителя или чиновника. И содержимое его ящичков совсем не изменилось за последние сто лет.

"Экскурсовод во время экскурсии может обнаружить очень интересные буфетные приборы. Вот такую вилку для креветок. Нож для масла. Прибыл к нам из Англии", – говорит хранитель фондов музея Константин Дружинин.

Из Китая чай приходил в Челябинск в специальных коробах, а здесь на фабриках его развешивали, паковали в небольшие коробочки. Такие и покупали в лавках хозяйки. Стоил он дорого, поэтому хранили его в специальных чайницах и вели строгий учёт заваренного и выпитого.

"В чайницах были специальные замочки, для того чтобы прислуга, если она была у вас в городе, не воровала чай себе", – отмечает хранитель фондов музея Константин Дружинин.

Историю развития чаепития могут узнать челябинцы на выставке из Кремля
Фото: скриншот с видео

Главный герой любого чаепития – самовар. На выставке "Чайная история уездного города" он тоже в центре внимания и экспозиции. Маленький круглый рассчитан на одного человека. Его так и называли – "эгоист".

А вот если чай пили всей семьёй, выбрали один из тех, что побольше. В фондах музея есть экземпляры и тульских мастеров, и варшавских. А вот этого медного красавца изготовили ремесленники из уральского городка Суксун. Эталонными для них были тульские изделия, и они старались перенять опыт, но иногда прибегали к уловкам.

"Если на них посмотреть, видно, что это не тульский самовар. Хотя они старались конкурировать с тульскими самоварами, тоже ставили медали, победы в выставках. Чем больше медалей, тем лучше. Писали, например, "Приделка в Туле", хотя, на самом деле, делали в Суксуне. Или писали "Фасон Баташова". То есть форма Баташова, а на самом деле сделан не той известной фирмой, а неизвестной фирмой Николая Демидова", – комментирует хранитель фондов музея Константин Дружинин.

Тем не менее, мастерство самоварщиков Суксуна росло, и со временем город стал одним из центров по изготовлению самоваров. Чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого предмета, создали специальную конструкцию.

"Для этого мы придумали конструкцию стеклянную, которая переливается разными цветами. В свою очередь они отсвечивают в самоварах и подчёркивают их уникальные формы. На самом деле, предлагая такой проект, мы рисковали. На самом деле, когда видишь, как заходят в зал посетители, с какими эмоциями, понимаешь, что этот риск был оправдан на все 100 процентов", – говорит дизайнер проекта Кристина Арахланова.

Выставка получилась очень яркой. При её оформлении художник Кристина Арахланова вдохновлялась изображениями на чайных этикетках и коробах начала XX века.

"Чайная история уездного города" как одна из страниц большой чайной традиции России, о которой рассказывает выставка из Музеев Московского Кремля. До начала февраля обе выставки будут открыты в Историческом музее Южного Урала.

Историю развития чаепития могут узнать челябинцы на выставке из Кремля

Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Telegram, ВКонтакте 

Последние новости