Работают даже при -80 °С: как собирают краны для Антарктики в Челябинске

Они работают при -80°С, поднимают грузы до 100 тонн и обладают функцией самомонтажа. Уникальную разработку Челябинского механического завода — грузоподъемные краны — применяют не только на Южном Урале, но и на побережье Антарктиды. Машины использовали при строительстве нового зимовочного комплекса станции "Восток".
В сборочно-монтажном цеху Челябинского механического завода — непрерывный процесс. Каждый день мастера участка Натальи Митруковой начинается с педантичной проверки комплектующих, технической документации и правильности работы дизельно-электрических механизмов. По ее словам, новые краны "Антарктика" требуют особого внимания — они отличаются от других моделей.
"Конечно, новые чертежи, абсолютно новая система доступа на кране, не такая, как на всех других. Больше гидравлики, совершенно по-другому монтируется, система самомонтажа – кран может сам себя собрать/разобрать", – объясняет производственный мастер участка дизельно-электрических кранов Наталья Митракова.

Специальные модели "Антарктика" завод начал проектировать в 2020-м. Машины собрали за три месяца из отечественных материалов. А уже в октябре 2021-го три гусеничных и два автомобильных крана отправились в Антарктиду строить станцию "Восток".
"Я нахожусь на испытательной площадке грузоподъемных кранов. Испытания механизмов проходят в течение нескольких дней. Благодаря прочности элементов и плавности хода, кран уверенно передвигается с грузом до 100 тонн. Такая масса эквивалентна примерно 66 легковым автомобилям", – говорит корреспондент ГТРК "Южный Урал" Анна Шашева.

Краны оснащены электроприводом и интеллектуальной системой управления. Машины молниеносно запускаются в работу, выдерживают экстремальные температуры и даже способны обеспечить электроэнергией небольшой поселок.
"При сборке антарктических кранов были применены специализированные металлы, спецагрегаты для сборки машины, дополнительное утепление кабины оператора, был утеплен и машинный отсек", – рассказывает начальник сборочно-монтажного цеха Челябинского механического завода Дмитрий Соловьев.
Такие краны применяются в строительной и нефтегазовой отраслях. На механическом заводе планируют, что в этом году выпустят до 700 единиц грузоподъемной техники. Возьмутся и за новую модель крана — ей будут под силу грузы до 130 тонн.
Работают даже при -80 °С: как собирают краны для Антарктики в Челябинске
Анна Шашева, Андрей Анисимов
Последние новости
- 18.12.2025 22:18 Челябинск готовится к статусу "Культурная столица – 2027"
- 18.12.2025 21:19 До прямой линии с президентом — меньше суток: о подготовке рассказала журналист ГТРК "Южный Урал"
- 18.12.2025 19:26 Комета 3I/ATLAS стремительно приближается к Земле: как ее увидеть жителям Челябинска
- 18.12.2025 18:05 В Челябинской области снижается заболеваемость ВИЧ-инфекцией
- 18.12.2025 17:31 "Лаборатория Касперского" назвала топ цифровых угроз для жителей Челябинска