Мастерица из Челябинской области создала кукол по легенде о "Вороньей каше"
Жительница Челябинской области победила во всероссийском конкурсе "Русь мастеровая" в Туле. Директор Дома народного творчества из Миасса Рафиля Касьянова стала первой в номинации "Текстильная кукла". Рукодельница создала композицию "Карга боткасы", что переводится как "Воронья каша".
Какой башкирской легенде посвящена работа, что дает участие в творческих конкурсах и как удается совмещать хобби и работу — об этом Рафиля Касьянова рассказала корреспонденту сайта ГТРК "Южный Урал".
— Тема конкурса "Русь мастеровая" в этом году — "Тропою сказок и легенд", а название вашей работы — "Карга боткасы". Что подтолкнуло на создание кукол в образах ворон?
— В основе композиции легенда о том, как некогда молодая мать отправилась в соседнее селение, чтобы просить помощи в защите от захватчиков: ослабшая женщина оставила своего сына на дереве и ожидала, что, вернувшись, не увидит его живым. Однако когда героиня легенды и другие селяне вернулись за телом малыша, оказалось, что ребенок жив: о нем позаботились вороны. Благодарные жители угостили птиц кашей. Так появился "Карга боткасы" — Праздник вороньей каши.
Этот праздник мы проводим у себя в городе вот уже на протяжении 10 лет, и эта легенда очень актуальна и интересна для людей. Я сама башкирка и поэтому выбрала эту башкирскую легенду. Композиция состоит из пяти кукол, в центре — счастливая мать с младенцем на руках, а вокруг три вороны, которые не дали умереть ребенку. И так как это башкирская легенда, куклы были одеты в наши национальные башкирские одежды. Ведь это так символично. Создание этой работы позволило мне быть в гармонии с собой.
— Имеет ли значение, какой вид ткани и какие материалы использовать?
— Все ткани были натуральными — это лен, ситец, шерсть, драп, нитки мулине. Если мы хотим показать традицию, то обязательно используем натуральные ткани, это важно.
— Сколько людей соревновались с вами в номинации "Текстильная кукла"?
— В этой номинации приняли участие восемь человек. Я познакомилась с мастерами из других регионов, обменялись телефонами, добавились в друзья, стали как родные за эти три дня. Творчество объединяет! Обменялись опытом работы, поделились советами и секретами изготовления кукол. Я поняла, что участие в таких конкурсах необходимо. Это позволяет обмениваться идеями и учиться новому у лучших в своем деле.
— Насколько трудно создавать изделие в режиме реального времени? Сколько часов ушло на создание композиции от начала до конца?
— Не трудно, если знаешь, что нужно делать. А каждый мастер знает, сколько по времени уходит на изготовление той или иной работы, и умеет грамотно распределять время. Я знала и представляла, какой будет моя композиция и сколько предметов я смогу сделать. И я свою задачу выполнила. Сам конкурс длился восемь часов, но я выполнила чуть быстрее — за 7 часов 15 минут.
— Вы впервые принимали участие во всероссийском конкурсе?
— Нет, это второй серьезный для меня конкурс. В 2018 году в Салехарде приняла участие в конкурсе профессионального мастерства "Славим человека труда!" Уральского федерального округа в отрасли "Народные художественные промыслы" и в номинации "Лучший мастер по изготовлению традиционной куклы". Заняла второе место.
— Как давно вы занимаетесь рукоделием, что вы делаете помимо кукол?
— Серьезно я занялась рукоделием с 2000 года, а куклами с 2005-го. Когда увлеклась куклой, поняла, что надо уметь и ткать, и вязать, и вышивать, и шить лоскут. Все связано между собой, и я научилась всему благодаря кукле. Все это дело можно назвать семейным, потому что и бабушка, и мама занимались рукоделием. У меня сын, и он тоже умеет шить и вышивать, он окончил Челябинскую академию культуры и искусств, где их этому специально обучали. А я уже в пять лет умела вязать и училась новым видам ручной работы.
— Как называется техника, в которой вы вышиваете?
— Косая тамбурная вышивка. Я ходила на занятия к специалисту, дома отрабатывала все знания, чтобы освоить ее. Я садилась, доставала нитки, иглу, ткань, начинала вышивать. Проходило 15 минут, у меня не получалось. Я откладывала и через время начинала снова. Получаться у меня начало только раза с десятого.
— Что символизируют вышитые узоры на вашей одежде?
— Узоры — это цветочно-растительный орнамент, с набором традиционных элементов, который бытовал у нас на Урале. У меня есть фартук, который символизирует Аргаяшский район.
— Все, что вы делаете, — это хобби или работа?
— Мне повезло, это моя работа и хобби! Я — директор Муниципального казенного учреждения "Дом народного творчества", г. Миасс. Первое мое образование — швея, а уже потом я окончила Челябинскую академию культуры и искусств. Работу с хобби получается легко совмещать. Ведь в течение жизни человеку желательно постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой: именно тогда он развивается гармонично.
Мастерица из Челябинской области создала кукол по легенде о "Вороньей каше"
Дарья Верещагина
Последние новости
- 22.12.2024 15:12 Итоги недели в Челябинской области. Эфир от 22 декабря
- 22.12.2024 14:17 Южный Урал на картах XVIII века: архивисты показали уникальные документы
- 22.12.2024 13:26 Челябинцам рассказали, как подготовить питомцев к зиме: выбираем одежду
- 22.12.2024 12:16 Решение социально-экономических задач в бюджете. Интервью председателя гордумы Челябинска
- 22.12.2024 11:23 Экскурсии по закулисью: для челябинцев приоткроют завесу тайны сразу 4 театра