Первые и легендарные: как южноуральцы уже 60 лет покоряют космос
В этом году ему исполнилось бы 92 года. Летчик, космонавт легендарного "Гагаринского" набора и дважды Герой Советского Союза Павел Попович вошел в историю как участник первого в мире группового полета двух пилотируемых кораблей.
А начинал свой путь к звездам он именно на уральской земле. Учился летать в магнитогорской летной школе ДОСААФ.
Бескрайнее небо и гул самолетов – именно так Павла Поповича, четвертого космонавта СССР и дважды Героя Советского Союза встретил магнитогорский аэроклуб.
Именно здесь он еще студентом встал на крыло и начал свой путь к звездам.
"Он попал именно на те самолеты, которые у нас летали в войну, женщины наши ночные ведьмы, летали на ПО-2, то есть очень хороший самолет, который летал и днем и ночью, и вот Павел Романович учился на них, на этих самолетах. На них он получил первоначальную летную подготовку", – говорит начальник аэродрома ДОСААФ Магнитогорска Вячеслав Сазонов.
В магнитогорский аэроклуб, где готовили будущих летчиков, Павел Попович попал в начале 1950-х.
В маленьком здании аэродрома висит его портрет. В числе звездных выпускников Павел Попович и в магнитогорском колледже, преемнике техникума, где в конце сороковых учился будущий космонавт.
Кстати, профессия у Павла Поповича была совсем не космическая. Он поступил в строительную группу. Осталась в музее и личная карточка, она хранится в музее вместе с личными вещами космонавта – кителем, часами, чемоданчиком.
"Учился он хорошо и даже получил поощрение за хорошую учебу. И указана тема дипломного его дипломного проекта, который он защитил на отлично", – отмечает руководитель студенческого объединения "История родного колледжа" Многопрофильного колледжа при МГТУ Татьяна Кириллова.
Студентом будущий космонавт решил попробовать себя, казалось, во всех направлениях. Павел Попович был старостой хора, занимался вокалом, а еще всеми доступными тогда видами спорта. Гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, бокс, штанга. Он поднимал вес гораздо больше собственного.
И, несмотря на то, что родился Павел Попович за пределами Челябинской области, здесь, в Магнитогорске, его считают своим земляком. Уже будучи Героем Советского Союза, он не раз приедет в город металлургов – на свою малую вторую Родину. И станет ее почетным гражданином.
"Мой товарищ по первому отряду космонавтов, Юрий Гагарин свою первую рабочую профессию – металлурга – получил на берегу великой реки Волги, а я – в предгорьях седого Урала, и практически одновременно. Поэтому я часто мысленно возвращаюсь на свою вторую родину – Магнитогорск"
12 августа 1962 года Попович на корабле "Восток 4" вышел на орбиту Земли вслед за Андрияном Николаевым. В этом году полет отметил шестидесятилетний юбилей.
"Мы знали, куда мы идем, и мы знали, что эти шаги надо делать, потому что как сказал наш великий ученый Константин Эдуардович Циолковский, космос дает человеку бездну могущества и горы хлеба", – комментирует космонавт Павел Попович.
Взрастить горы хлеба мечтал и еще один наш земляк-космонавт, Максим Сураев.
Герой России, который родился в Челябинске, запомнился как новатор, который многое сделал впервые. В свой первый полет Максим провел агроэксперимент: вместе с салатом посадил пшеницу – семена нашел прямо на корабле. И колосья взошли.
Кстати, ученые говорят, то что они впервые получили такой результат: что пшеница созрела и дала семена.
А еще Максим Сураев – первый космический блогер. О буднях космонавтов он рассказывал в видеодневнике "Новости из невесомости".
Вел его в интернете прямо с орбиты. И много фотографировал Землю, чтобы поделиться эмоциями:
"Вау! Она круглая! Она такая, как говорят! Но ее глазами вижу, понимаете? Это здорово, незабываемо", – говорит летчик-космонавт, герой России Максим Сураев.
А когда пришло время спускаться с небес на землю, встречали Сураева свои, южноуральцы.
Авиабаза Упрун – уникальное подразделение, можно сказать, элитный отряд, который первым в стране приветствует покорителей космоса.
Задача – как можно скорее обнаружить капсулу с космонавтами. На вооружении – специальные вертолеты, самолеты и "синие птицы" – поисково-эвакуационные машины с кроватями.
К командному пункту герои едут лежа – за долгие месяцы полета мышцы отвыкают от нагрузки и гравитации. И пока едут, космонавты успевают оставить на память автографы.
"Обычно они пишут коротко, так как у них силы очень слабенькие. Пишут спасибо, пишут свою фамилию. Вы можете видеть, здесь расписались Скворцов, Виноградов", – вспоминает спасатель Дмитрий Никифоров.
За двадцать лет работы на счету спасателей — десятки проведенных операций.
В 2021, например, встречали съемочную группу – актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко. Они работали над фильмом на борту МКС.
По иронии судьбы, именно из-за этих съемок на год был отложен долгожданный полет еще одного южноуральца – Дмитрия Петелина. Он отправился на орбиту в сентябре этого года в составе 68 космической экспедиции.
А стартовал космонавт из Челябинска: закончил аэрокосмический факультет Южноуральского госуниверситета по специальности инженер. На борту он будет еще и журналистом. На станции Дмитрий проведет полгода.
"Предыдущие корреспонденты являлись командирами больше – Олег Артемьев, Александр Мисуркин. Но сейчас данная почетная обязанность досталась мне. Я получил уже первые вводные. Действительно, быть корреспондентом не просто так, есть правила определенные.
От первого гагаринского призыва, от ставших уже легендарными подвигов, до наших современников с их универсальными умениями инженеров и видеоблогеров – прошло 60 лет. Звездную летопись Южного Урала продолжает писать уже третье поколение космонавтов.
Первые и легендарные: как южноуральцы уже 60 лет покоряют космос
Последние новости
- 26.12.2024 23:02 Новогоднюю елку для школьников организовали в администрации Магнитогорска
- 26.12.2024 22:42 Челябинским рыбакам рассказали, почему нельзя ловить крупную рыбу зимой
- 26.12.2024 22:19 Новые автобусы-гармошки выпустили на популярном маршруте в Челябинске
- 26.12.2024 21:53 Челябинская область вводит новые выплаты для бойцов, защищающих Курск и Белгород
- 26.12.2024 21:35 Корреспондент ГТРК "Южный Урал" узнал, как военные используют автомобили на СВО