Вымершая профессия: краеведы рассказали, чем занимались углежоги на Южном Урале
Когда-то они получали очень неплохую зарплату, а теперь исчезли. Целые артели углежогов трудились на Южном Урале еще сто лет назад, однако теперь необходимость в этой профессии отпала. Однако леса горнозаводской зоны еще хранят следы их работы. Подробности у корреспондента ГТРК "Юный Урал" Андрея Дубынина.
Вся Уральская металлургия со времён Демидова базировалась на производстве чугуна. Но мало кто задумывается, что для его изготовления требовался древесный уголь. Очень много древесного угля. До сих пор в глухой уральской тайге можно встретить остатки куреней, где на протяжении двухсот лет углежоги превращали древесину в уголь.
Житель Аши Валерий Чехов знает эти леса как свои пять пальцев. В походах регулярно пользуется избытками производства старой лесной промышленности.
"С тех времён, он давно уже лежит, вот его сколько, кучи, это всё вот уголь", — рассказывает Валерий Чехов, житель Аши.
Труд углежогов был очень тяжёлый, зачастую рубили лес, жгли уголь и вывозили его на заводы одни и те же люди. Работа неплохо оплачивалась заводчиками. Согласно описанию пятого стана Уфимского уезда за 1887 год, куренные получили 14 тысяч рублей, что было приличным заработком. Для понимания — всего за рубль тогда можно было купить килограмм масла или 11 килограммов ржаной муки.
"Углежоги это были такие специалисты, не каждый годился, потому что можно было не дожечь или пережечь. Сначала это складывалось в такие огромные кучи, которые засыпались дёрном, они назывались "кабанами".
Дерево укладывалось по-особому – "шалашиком", Дрова засыпались толстым слоем угольной пыли – "тресты", затем на них укладывался дёрн. Необходимо было оставить "продухи" — дымовые каналы.
Уголь доходил около недели, углежоги внимательно следили за ходом процесса, стараясь не допустить открытого возгорания дров. Время от времени кучи поколачивались "чекмарями" — специальными колотушками, чтобы дрова просаживались на подгоревшие места.
Фактически внутри "кучи" шёл процесс не горения, а тления, затем уголь несколько недель остывал, и только после этого "кучу" разбирали.
Наличие скальных пород на Урале, и развитие способов углежжения позволяло уральским специалистам оптимизировать процесс. У куч появились стены, чугунные колосники и крышка, именно такие печи и обнаружили в уральской тайге.
"Малый колосник он ставился под печи, под печи выкладывался из кирпича, сверху или плита чугунная ложилась или сразу деревья и воздух циркулировал", — объясняет Артём Сморкалов, житель Аши.
Наличие такой печи позволяло сделать производство угля практически безотходным, влага, выделяемая в процессе углежжения, содержала массу полезных веществ, из которых получали древесный спирт и дёготь.
"По желобу стекала вниз, собиралась в ведра, а потом перерабатывалась".
Использование пил и топоров для рубки леса, дало толчок производству точильного камня для правки инструмента. Огромные точильные круги доставлялись в леса, где их можно встретить еще и в наше время и спутать с мельничьими.
Жизнь в течение многих месяцев в лесу с дымом и копотью, отложила отпечаток на внешний вид углежогов, узнавали их издалека.
"Они были очень чёрными, и их называли черномазыми. Но без черномазых Урал бы не стал мировой кузницей и не заткнул бы за пояс железным мастеров из чопорной Европы", — говорит Вера Сычева, директор миньярского историко-краеведческого музея.
Под вырубку леса отводились огромные территории, называемые Заводскими дачами. Именно эти производственные процессы навсегда изменили облик уральских лесов, где встретить первичный лес уже большая редкость.
Вымершая профессия: краеведы рассказали, чем занимались углежоги на Южном Урале
Служба информации cheltv.ru
Последние новости
- 16.11.2024 14:45 На Южном Урале построят завод по производству сжиженного газа
- 16.11.2024 12:26 О плюсах и минусах электроавтомобилей рассказали водители из Челябинска
- 16.11.2024 11:13 В Челябинске иномарку намотало на столб: в ДТП чудом выжили водитель и пассажир
- 16.11.2024 10:17 В Челябинске пройдет турнир памяти спортсмена, героически погибшего на СВО
- 16.11.2024 9:14 Миллиардным пассажиром электрички в 2024 году оказалась жительница Челябинской области